Владивосток, Кампус ДВФУ

Восьмая заповедь журналиста: плагиат и права автора

Галина Арапова, ведущий юрист Центра защиты прав СМИ:

В рамках секции мы будем говорить о нарушении авторских прав журналистов, а также о том, когда редакция и журналисты нарушают права других лиц.

В России максимальное количество нарушений авторского права, высокий уровень пиратства. Мы с этим активно боремся. Уже принят закон против пиратства применительно к аудио-видеопродукции. Это попытка ограничить скачивание видео через торрентовые сети. Наши «соседи» по нарушению авторского права - Пакистан, Алжир, страны СНГ (Украина, Армения). В РФ авторское право традиционно не считалось за некую ценность. Хотя всемирная концепция авторского права базируется на символе «копирайт». Авторское право - это часть интеллектуальной собственности, и во всем мире она охраняется достаточно серьезно. Нарушение авторского права - это то же самое, что украсть машину или залезть в чужой дом.

Пример: юрист-студент в одном из американских ВУЗов  делал работу и взял часть информации из других работ, не поставив соответствующие ссылки. Преподаватель, когда проверял текст, обнаружил достаточно большое количество цитирования без должного оформления, и студенту на это указали. Он не продемонстрировал должного уважения к чужому авторскому труду. В результате студента не просто отчислили, но и запретили учиться в любом из университетов США по специальности «Юриспруденция».  Студент нанял адвоката и обратился в суд. Суд встал на сторону университета. Более того, суд лишил лицензии адвоката, который защищал студента. Адвокат по решению суда продемонстрировал такой же уровень неуважения к чужому авторскому произведению. Это не единственный пример. В прошлом году Кембридж отчислил 127 студентов за одну сессию в связи с тем, что уровень цитирования в текстах без должных ссылок был больше 3%.  Теперь вспомните,  сколько чужих авторских трудов было использовано вами путем Ctrl+C – Ctrl+V. 

Количество судебных дел против редакций и журналистов увеличивается. В большей степени защищают себя фотографы. Видимо, потому, что текст достаточно большое произведение, а фотография емкая, вы можете одним взглядом ее охватить. Профессиональным фотографам, которые видят, как используют их труд, обидно. Журналисты тоже обижаются, когда используют их текст, когда не подписывают материал или, что еще хуже, ставят чужую подпись. Все это намного серьезнее, чем мы думаем, тем более, сегодня так просто зайти в  интернет, скопировать, и вроде как все нормально. На самом деле, это стыдно так же, как воровать.

Авторское право распространяется не только на тексты, фотографии, но и на фильмы, аудио-произведения, программное обеспечение. Сегодня мы сфокусируемся на авторском праве в интернете, ведь чаще всего копируют оттуда. Мы берем чужие фото с сайтов. Почему у нас такое легкое отношение? Видимо, потому, что сама добыча легкая. Есть стереотип, что на произведения, размещенные в интернете, авторские права не распространяются, и раз уж разместили в интернете, значит, отдали на общее использование. Формально 4 часть Гражданского кодекса РФ не указывает  на интернет, как на место, где должны защищаться права. Но почему она должна это выделять? В принципе любое место, любая площадка для распространения авторских текстов ничем не лучше, чем интернет, который является лишь возможностью технического доступа, и никакого дополнительного регулирования не нужно.

Есть второй стереотип – из интернета взял, и не видно.  Но это не библиотека, в которую вы не вернули книжку. В интернете поймать трудно, и все считают, что раз так, то в чем проблема. Однако в современном правовом регулировании достаточно средств, в том числе оперативно-розыскных, основанных на Уголовном кодексе, которые позволяют найти, установить нарушителя и привлечь его к ответственности. А незнание законодательства создает ощущение, что вас не поймают. Это неправильно. Любой интернет-ресурс - это та же копилка различных произведений авторского права. Да, техническая сторона интернета создает определенные сложности, но, если я захочу, я смогу найти того, кто взял мои тексты, если это принципиально.  Сейчас можно проверить любые заимствования в тексте, фотографии тоже легко найти в интернете, в том числе и для сверки. Технически сложно, но возможно.

Третий стереотип – что попало в интернет, то пропало.  Это неправильно. Заимствование фотографий из социальных сетей - это нарушения права на изображения. Репост в социальной сети – это тоже нарушение авторского права. Но никто об этом не задумывается. У нас даже не возникает мысли, что у фото есть автор, и пока он не даст согласия на то, чтобы эта фотография появилась не один раз и не два, этого нельзя делать. Формально это является нарушением, понятно, что за него мало кто привлекается к ответственности. Если вас не наказали, это не значит, что вы не нарушили. Я не хочу, чтобы у вас развивалась паранойя. Конечно, есть ситуации, когда копировать можно свободно. Но к использованию чужих фотографий это не относится. Цитирование фотографий невозможно по определению.

Есть еще один стереотип – если что-то размещено на каком-то ресурсе, значит, все права принадлежат этому ресурсу, будь то сайт газеты или чей-то персональный сайт. Например, человек увлекается бонсай, он их выращивает, фотографирует, пишет что-то об этом, выкладывает и тексты, написанные другими. Но указывает, что все права защищены, принадлежат владельцу сайта. Вы заходите на портал, и у вас создается иллюзия, что если он так написал, значит, так оно и есть.  А это неправда. Там могут быть ваши тексты, фото с других ресурсов. Говорить «это мое» можно лишь тогда, когда все, что находится на этом ресурсе, сделано руками одного человека. В остальных случаях каждый текст является уникальным авторским произведением.

Как использовать чужие авторские произведения, не нарушая права автора? Надо выяснить, кто автор. При копировании материалов необходимо указание источника, это обязательное условие.  В университете вас  учили, как делать библиографические ссылки на книги. То же самое надо делать и на произведения, взятые из интернета. По возможности необходимо делать активную гиперссылку на первоисточник. Вы должны поставить ссылку либо на главную страницу источника, либо на то место, где лежит это произведение. Но делать  или не делать ссылку, не нам решать. Это решает правообладатель, тот, кому принадлежит данное произведение.

Авторское право бывает двух видов:  исключительное авторское право, которым обладает тот человек, кто может распространять продукт, продавать и будет получать доход;  и неимущественные, не исключительные права – это право признаваться автором. Это те права, которые не передаются. Если Маршак написал стихотворение, это стихотворение всегда будет выходить за его авторством.  В этой ситуации всегда возникает вопрос, чьи права вы нарушаете. Правообладатель – тот человек, у кого есть исключительное право распространять это.  Необходимо смотреть, как правообладатель устанавливает правила использования. 

Перед копированием чужого текста надо обратить внимание не некоторые моменты. Посмотрите дополнительные условия, которые могут быть указаны на сайте-источнике, если вы берете из интернета. Внизу на главной странице сайта могут быть правила использования. В Ленте.ру эта информация находится в разделе «Редакция», например. Вы должны предпринять усилия, чтобы найти эти правила. Если на сайте нет правил, руководствуйтесь Гражданским кодексом. Правила на сайте даются в дополнение к общему регулированию, и если они есть, вы их нашли, то вы обязаны их применять.  Если вы нашли прямой запрет на использование авторских произведений, значит,  даже и не думайте это делать. Люди всерьез относятся к защите своих авторских прав, и если это нарушение обнаружат, они вас накажут, а наказание в данном случае суровое.

В ряде случаев необходимо запрашивать разрешение автора, либо просто информировать его о копировании материала: «Я такой-то, пожалуйста, разрешите мне использовать такой-то текст, такую-то фотографию…». Иногда достаточно просто письменного разрешения. В случае претензии оно у вас будет. Обычной переписки по электронной почте достаточно. Эта мелочь важна. Огромное количество конфликтов возникает из-за того, что люди просто не спросили, а авторы - люди с тонкой душевной организацией, и им обидно.

Как оформить ссылку, например, на фото с сайта Лента.ру? Нужно найти пользовательские правила использования. Но обычно люди берут фоточки, сохраняют в свою папочку и подходящий снимок используют. Опытный человек ищет точечно, он помнит, что фото с Ленты.ру. Но при этом может оказаться, что снимок взят на Ленту.ру с сайта газеты «Коммерсант». Возможно, купили, мы не знаем. Автор – Дмитрий Азаров. Имя должно быть указано обязательно, разрешение спрашиваем у «Коммерсанта», несмотря на то, что увидели фото на Ленте.ру. Надо всегда идти до первоисточника. 

Также к объектам авторского права относятся произведения науки, литературы, искусства, независимо от достоинств. Фото, снятое на мыльницу, криво, не в фокусе тоже является объектом авторского права. Кто-то же нажимал на кнопочку. Законом также защищены литография, негативы и прочее. Творчество многообразно. Если мим будет изображать перед нами пантомиму, это тоже произведение авторского права. Костюмы, декорации - это тоже объекты права. Любые композиции, инсталляции.  Защищаются авторским правом производные произведения, представляющие собой переработку другого произведения.  Например, кто-то сделал краткое изложение другого произведения, есть договор с автором, но автор-переработчик также имеет право. Составные произведения, представляющие собой подборку произведений интеллектуального труда.  Сборники стихотворений, сборники авторских трудов. Фотографические альбомы. Права автора-составителя также защищены. Часть произведения, его название, персонаж, если он по своему описанию может быть признан индивидуальным плодом труда автора. Например, Чебурашка. У журналистов редко возникают проблемы подобного характера, но иногда бывают.  Часть произведения тоже является объектом авторского права. Авторские  права распространяются как на обнародованные, так и на не обнародованные произведения, выраженные  в какой-либо объективной форме – письменной, устной, публично воспроизведенной, в виде изображения, звука и т.д. Вы - автор произведения с момента его создания, и никто не имеет права его обнародовать без вашего согласия, даже прочитать вслух. Только вы как автор имеете право решить, когда, в какой ситуации и в какой форме вы готовы его обнародовать.  Так, наследница Корнея Чуковского требовала взыскать с компании Procter&Gamble $30 тысяч  за нарушение авторского права, а именно за использование  в рекламе стирального порошка «Миф» образ Мойдодыра, который создал ее дед. Представители компании настаивали на том, что образ персонажа Корнея Чуковского был создан на основании стихов и описан довольно образно. Разные художники при этом изображали Мойдодыра по-разному.  В 1923 году он был нарисован в виде печки на четырех самоварных ногах. Суд отказал внучке писателя,  указав, что у компании имелся договор с художником на использование изобразительного образа персонажа. Наследники же Чуковского имеют право на образ, созданный  в стихах.

Не защищаются авторским правом официальные  документы государственных органов, государственные символы и знаки – флаг, герб, денежные знаки,  символы и знаки муниципальных  органов, также произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов. Сообщения о фактах и событиях, имеющих исключительно информационный характер: расписание телепередач, новости дня,  расписание транспортных средств и тому подобное. Справочная информация, справочники – это не произведения интеллектуального труда. При этом новость, как только она расширена и аналитически обработана,  - это уже объект авторского права. Подавляющее большинство новостных изданий не против, чтобы их новости брали, но просят ставить ссылку на источник. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы, принципы и способы решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты и языки программирования.

Автор – гражданин, человек, творческим трудом которого создано произведение. Соавторы – граждане, создававшие произведение вместе. По закону действует презумпция авторства – пока не доказано иное, вы считаетесь автором произведения. Важно: не признаются авторами граждане, которые не внесли личного творческого вклада в произведение, оказавшие автору чисто техническое, консультационное или материальное содействие. А также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением работ.

Стоит отметить, что доказать свое авторство довольно легко. Например, у фотографа всегда есть исходные файлы в формате RAW, которые всегда самого большого расширения. Умный фотограф никогда не отдаст свои исходные файлы. Автор перезаписывает фото в меньшем формате и делает обрезку, таким образом, у него остается доказательство авторства. У каждого цифрового снимка есть свойства, также можно использовать свидетельские показания. В судебной практике до сих пор не было ни одного случая, когда автору не удавалось доказать авторство фото. Недавно в Саратове было дело. Фотограф сделал снимок огромного моста через Волгу. Этот снимок использовала мэрия. Автор фото отсудил у мэрии 60 тысяч рублей за неправомерное использование этой фотографии. Фотографа просто никто не спрашивал.

Требуется ли регистрация авторского права? Нет. Вы создали что-то, и это ваше авторское произведение. Но надо подумать, как вы его защитите. На рукописи надо писать имя и дату создания, как минимум. Можно использовать значок копирайта: «с» в кружочке. Удаление чужого копирайта само по себе является нарушением авторского права.  Если знак стоит, отрезать вы его не можете. Но он не обязателен, достаточно написать имя, свой псевдоним, любой знак, который будет отличительным. Или вы можете депонировать свое произведение. Депонирование – способ защиты авторского права, когда вы страхуете свой контент от плагиата,  путем заверения даты его представления. Автором условно считается тот, кто докажет, что именно он сделал это произведение. Надо доказывать дату, когда создано произведение. Например,  вы регистрируетесь  на одном из сайтов, предоставляете материал и храните его. Так часто делают профессиональные фотографы. Сотрудники сайта проверяют, действительно ли это уникальный контент, и они его для вас хранят. Еще способы: нотариальное заверение, или отправка фото самому себе, по почтовому штемпелю в случае чего можно доказать авторство.

Теперь обратимся к видам нарушений авторского права:

- Размещение произведений в сети и предоставление к ним открытого доступа без указания автора. Взяли чужой текст, поставили куда-то, разрешения не спросили.

 - Присвоение авторства. Журналист может быть как жертвой, так и нарушителем. И у вас могут украсть, и вы можете украсть. В силу творческого характера профессии вы можете быть по обе стороны баррикад.

- Вашу статью переработали, убрали знак авторского права и т.д. Вы можете защитить свое авторское право. Формально, даже если кто-то опубликовал ваше произведение на своей странице в Facebook, уже нарушено авторское право. Вопрос только в том, насколько большая аудитория читателей. Для личного использования – подзамочного – пожалуйста. Но, если одному другу показал, это уже распространение.

Коллажи, шаржи, карикатуры также являются объектами авторского права.  Карикатурист Андрей Бильжо обвинил псковскую газету в нарушении своих авторских прав. Суть конфликта была в том, что публикация, агитировавшая голосовать за КПРФ, была иллюстрирована его рисунками, которые были использованы в контексте для обличения «Единой России». В качестве компенсации Андрей Бильжо потребовал у «Псковской искры» выплатить положенный за публикацию гонорар в размере $2 тысяч за четыре рисунка. Автора не спросили – раз нарушение, не указали  - два нарушение, гонорар не заплатили – третье нарушение. Если автор не согласился предоставить вам свое произведение бесплатно, по определению вы должны заплатить ему гонорар. Вы кадрировали его произведение – четыре нарушение.

Где указывать имя автора? Рядом с фотографией. Если на газетной полосе несколько фото, под каждой должно быть указание авторства. Нельзя поставить несколько фото и где-то внизу скопом всех подписать. Если у вас в газете работы только одного автора, можно во входных данных написать его имя, но чаще на издание работает не один фотограф.

Если вам подарили фотокарточку, это не значит, что у вас есть право ее размещать. Авторские права вам не передавали. В большинстве случаев вы даже не знаете, кто автор этого снимка. В этой ситуации надо оценивать риск. Вероятность возникновения проблемы, если этот снимок сделан в середине 50-х годов, крайне невысока. Но такую вероятность нельзя исключать. Для того чтобы иметь право публиковать снимок, вам надо дополнительно об этом спрашивать и обсуждать этот вопрос и не с тем, кто прислал фото, он может быть не автором фото, а именно с тем, кто его сделал.  Все эти моменты надо выяснять, и желательно, письменно.

Внесение изменений в снимок тоже является нарушением. Фотограф видит так, как он видит. Любая обработка и переработка фото – уже нарушение. Нанесение на фото текста – заголовка или подписи - это тоже нарушение.

Демотиваторы. Что это? Использование чужих фотографических произведений. В большинстве случаев на демотиваторах вы не найдете указания авторства. В этих ситуациях это тоже является нарушением.

Как правильно сделать репортаж с выставки? Вы фотографируете так, чтобы картины были в кадре, но они были лишь фоном к чему-то. Автор на фоне картин, например. Просто сфотографировать  картину - нарушение авторского права. Во Владивостоке уже есть судебные прецеденты.

Есть легальные пути заимствования фото – фотобанки, где вы можете купить снимки. Но это не работает, если вам нужен репортажный снимок из своего региона.